Страстная седмица
Страстная седмица
 

 

Страстную седмицу открывает Вербное Воскресение. Такое название праздник получил потому, что во время Всенощного бдения освящаются ветки вербы, с которыми верующие предстоят в Церкви за богослужением. Праздник Входа Господня в Иерусалим — радостный и печальный. Радостный — потому что мы видим, как Господа встречают со славой, слышим голоса младенцев, восхваляющих Царя Израильского. Печальный — потому что знаем: Христос входит в Иерусалим, чтобы претерпеть страдания и добровольную смерть на кресте.

Трагизм события, которому посвящен этот праздник, в том, что Христа встречали как царя, который воссядет на престоле Давидовом, как политического вождя, пришедшего освободить Иудею от ненавистных римлян; надеялись, что Он восстановит утраченную государственность, державность — идеалы, столь дорогие многим из тех, для кого земное превыше небесного. Но Он не оправдал этих надежд. И потому уже через несколько дней та же толпа, которая сегодня восторженно приветствует Христа, закричит: "Распни, распни Его!". И те, кто ныне провозглашает:

  Икона "Вход Господень в Иерусалим"
«Благословен Царь Израилев», — будут восклицать со злой иронией: «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27,42). Со словами: «Радуйся, Царь Иудейский!» — Иисуса будут бить по голове тростью и плевать на Него. Разочарование иудеев будет так велико, что, когда Пилат напишет на кресте Христовом: «Сей есть Иисус Назорей, Царь Иудейский», — они скажут ему: «Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский» (Ин. 19,19-21).

Синедрион

Иудеи ждали Мессию, могущественного монарха, самодержца, перед которым они могли бы рабски склониться. Ему — Создателю вселенной — ничего не стоило, если бы Он захотел, не только стать властителем Иудеи, но и подчинить Себе всю Римскую империю. Но то, что велико в глазах людей — ничтожно перед Богом. Иисус отверг искушение земного владычества в самом начале Своего пути, когда диавол искушал Его в пустыне, предлагая Ему все царства мира.

иудейская пустыня

Вместо земных царств Иисус взыскал одного — сердца человеческого, которое Он покорил не силой и могуществом, но кротостью и смирением. Иисусу нужны не рабы, но свободные сыны, которые избрали Его своим царем потому, что полюбили Его, а не потому, что Он сумел подчинить их Своей власти. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими — свободными и богоподобными. И в этом нашем усыновлении Богу, в этом призвании к богоуподоблению и обожению — величайшая тайна Боговоплощения.

изображение с плащаницы  

Иудеи не узнали своего Мессию: они не вместили благовестия о Царстве, которое внутри сердца человеческого, о горнем Иерусалиме, о небесном престоле Небесного Царя. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они все пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17,20-21). Иудеи так до конца и не поняли, о каком Царстве говорил Христос - не поняли до тех самых пор, пока не увидели Иисуса распятым на кресте с надписью "Царь Иудей-ский".Тогда только было явлено миру то, о чём Он говорил в своих

проповедях: Царство Божие - это распятая на крсте любовь Бога к человеку. Царство Божие приходит не "приметным образом", но таинственно и тихо, и наполняет собою сердце наше.

Христос приходит к нам с той же кротостью и смирением, с какими Он вошёл в Иерусалим, и Он становится нашим Царём, а мы - Его народом. Он покаряет нас не силой и могуществом, но любовью и смирением, и мы выходим навстречу Ему с зажжёнными свечами и ветвями вербы, символизирующими пальмовые ветви. В этой встрече людей с Господом - величайшая победа, которая когда-либо была одержана в истории человечества.

Дальнейшие службы страстного понедельника, вторника и среды готовят нас к переживанию великой искупительной жертвы, совершённой Иисусом Христом ради спасения человечества.

  Нестеров "вход Господень в Иерусалим"

Звучащая в первые три дня Страстной седмицы песнь «Се, Жених грядет в полунощи» напоминает нам притчу о десяти девах, которые, взяв светильники, вышли навстречу Жениху. Здесь пять мудрых и пять неразумных дев обозначают всех христиан; из них одни мудры — по своей вере, добродетельной жизни и готовности к смерти, а другие неразумны — по своему маловерию и равнодушию, порочной жизни. Светильники — это души наши, масло — милостыня и другие добрые дела. Жених в этой притче — Сам Иисус Христос. Все мы выходим навстречу Ему: сначала на частный суд после смерти, а потом и на общий — после воскресения из мертвых. Жених медлит, то есть не пресекает нашу жизнь смертью, ожидая от каждого человека покаяния.

мудрые девы  
Но люди, не предвидя конца своей жизни и всего мира, беспечно погружаются в сон. И вот в полночь раздается крик о приходе Жениха. Тогда все встрепенулись и зажгли свои светильники, то есть напрягли свое душевное внимание. Хорошо мудрым христианам: они запаслись добрыми делами, и души их будут гореть любовью к Господу.

Плохо неразумным: их души начнут угасать, предвкушая муки ада; они спохватятся и пойдут за елеем к продающим, то есть пойдут искать случая делать добрые дела, но в это время придет Жених, и двери в Его чертог закроются. Итак, — заключает Господь притчу, — бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий.

Мы слышим, как Господь называет лицемерами фарисеев, которые выделяли себя из еврейского народа соблюдением наружной набожности и древних преданий, скрывая холодность и бездушие под внешней обрядовой ревностью. Мы вспоминаем о данной нам в крещении благодати — о золотом таланте (талант — высшая греческая денежная единица), который можно приумножить, а можно зарыть в землю, так что потом и это богатство, которым мы пренебрегли, отнимется у нас. Мы видим картины последних времен и Страшного Суда, о дне и часе которого не знают даже ангелы небесные.

  свет незримый
Церковь призывает нас быть в эти дни рядом со Христом, слушать заповеди Его и выполнять Его волю: Он теперь идет на добровольное страдание для того, чтобы спасти нас...
И многократно повторяется в храме: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения...»

Тайная вечеря

...«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся...»

Звучит песнопение Страстного четверга. Вспоминается Тайная прощальная вечеря Господа со своими учениками. Плывут по храму волны изумительного напева: «...и беззаконным судиям Тебе, Праведного Судию, предает...»

Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа... Сколько в них величия и смирения, как насыщены они невыразимым страданием и неземной красотой! Вот Великий Учитель человечества, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), возлежит на вечере со скромнейшими Своими учениками. Льются из Божественных уст пророческие слова: Сие есть тело Мое, которое за вас предается... Сия чаша есть Нового Завета Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22, 19-20). Смиренным галилейским рыбакам, которые по зову Христа оставили дома свои и пошли по стопам Его, ещё не ясны полные глубокого смысла глаголы: " Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня..." Простодушный Пётр и кроткий Иоанн, пытливый Фома и доверчивый Филипп - они вопрошают Иисуса о многом, ибо неведомо им, что пришёл час исполниться реченному в Писании за много веков до воплощения Сына Человеческого.

тайная вечеря

В последний раз перед тем, как Единосущного Отцу, «Имже вся быша», станут бичевать точно отъявленного преступника, с предельной ясностью излагает  Величайший из просветителей Свое пленительное учение: Любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет   больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 12-13). Какой светлый путь указует Богочеловек людям к тому, чтобы на земле перестали господствовать неправда и злоба, чтобы  на нашей прекрасной планете, изобилующей всеми дарами Всевышнего, воцарился вечный мир и счастливая жизнь.

Тайная вечеря  
Но именно на этой вечери любви один из учеников встаёт и уходит, чтобы предать Учителя. Нечестивый Иуда выбирая между Создателем Вселенной и тленными сребренниками, выбирает послед-нии и лишается навсегда общения со Светом и Истиной. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.

В своих прощальных словах Господь Иисус Христос уже открыто говорит о своём предназначении: Вскоре вы не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня; ибо Я иду к Отцу. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам... (Ин. 16, 16-17) Для учеников остаётся сокровенным тайный смысл этих слов. Они всем сердцем чувствуют великое предназначение Учителя, но до конца не понимают о чём Он пророчествует: Я буду просить Отца о Вас; ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу(Ин. 16, 27-28). Здесь Господь раскрывает тайну спасения человека через любовь Божию. Христос сошёл на землю и рассказал о Боге и Его заповедях через притчи. Теперь Ему предстояло исполнить главное пророчество - пострадать за грехи мира и стать искупительной жертвой для каждого грешника. Через любовь ко Христу ученики познавали любовь Божию. Но их ждали самые страшные испытания: Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону, и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною... В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 32-33).

Ге. Путь в кедронский поток

Как же Христос победил мир? Низложив начальника мирских страстей - диавола. Как с поражением Адама вся природа была осуждена, так с победою Христовою победа простёрлась на всю природу и на всю тварь. Ибо через человека смерть вошла в мир, так через Богочеловека была упразднена власть тьмы и тления. Заканчивается тайная вечеря пламенной молитвой Господа за Своих учеников.

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 39-42).

место моления о чаше   моление о чаше

Господь по природе своей был не только Богом, но и во истину Человеком. Как Человек, он находится в борении и страшится страданий, но преодолевает эти чувства, отдаваясь воле Небесного Отца. Тем самым Христос каждому Своему последователю начертал путь действия: через молитву к Богу преодолевать немощь человеческой природы и доверять промыслу Божию наше спасение.

Гефсиманский сад   Моление о чаше ,Бруни

...Ночь. Вертоград за потоком Кедронским. В этот тихий сад, где не раз собирался Иисус со учениками Своими, врываются ведомые предателем воины. Звенит оружие. Пламя факелов озаряет Прекрасный Лик Единого от Троицы, знавшего прежде сотворения вселенной, что все сие совершится с Ним в положенный час. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришёл? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. (Мф. 26,48-51)

Поцелуй Иуды

Потрясенный происходящим, Петр извлекает меч из ножен и поражает одного из пришедших. Но Спаситель, Который и сошел на землю затем, чтобы быть умерщвленному от рук грешников, останавливает его, восклицая: Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? (Ин. 18, 11). Тот, Кто мог бы вызвать в Свою защиту легионы ангелов, позволяет связать Себя и вести на судилище. Вновь среди густых зарослей мелькают светильники. Еще непроглядней становится ночь...

Поцелуй Иуды  
...«Слава долготерпению Твоему, Господи!»... Церковный колокол отбивает редкие удары, которые сопровождают Страстные Евангелия. Снова зажигаются свечи в руках молящихся, и благоговейно склоняются головы. Можно ли без содрогания душевного слушать бесхитростную повесть евангелиста?! Любой из православных по-своему, еще и еще раз переживает вместе с Искупителем Его тягчайшие страдания. Глаза невольно закрываются, и возникают новые образы...
...Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвиде-тельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал. Даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
  Суд у первосвященника

Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Мф. 26, 59-69)

суд у Пилата

Во дворе у правителя Иудеи шумит многоголосая толпа, возбуждаемая фарисеями. Рядом с дородной фигурой надменного римского чиновника безмолвно стоит Он, Праведнейший из праведных. От избиений Лицо Иисуса стало еще более прозрачным. Христос почти не отвечает на возводимые против Него нелепые обвинения, но светлый взор Его словно вопрошает ожесточившееся сборище: «Люди, люди, что Я вам сделал?»

 

Пилат сказал Ему: итак, Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли отпущу вам Царя Иудейского? Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. (Ин.18, 37- 40; 19, 1- 5)

«Распни Его!» — кричат собравшиеся. Понтий Пилат задумывается.. Даже грубое сердце правителя чувствует, что Этот Человек, Которого старейшины злоумышленно именуют «Царем Иудейским», не имеет за собой никакой вины, и душа Его чиста, как у ребенка. Но большего не дано знать Пилату. Разве помышляет он, что перед ним Сам Господь, принявший зрак раба и сознательно покорившийся кипящей вокруг Него ярости? Возбуждение пришельцев нарастает. «Да распят будет!» — раздаются с новой силой дикие возгласы. Пилат недоуменно пожимает плечами и решается предать этого, странного по его мнению, Пророка на смертные муки.
 

Нам делается жутко, когда мы только представим себе на мгновение, как грубые руки воинов обнажают Божественное Тело и облекают Его в багряницу, как бесцеремонные; римские солдаты заушают и оплевывают самого Доброго Пастыря, Который когда-либо являлся миру, как они осыпают Его бранью и отвратительными насмешками. Боже наш, неужели Ты попустил произойти всему содеянному над Тобой и не возроптал?!... «Слава долготерпению Твоему, Господи!»

Спаситель в терновом венце

«И о сподобитися нам слышанию Святого Евангелия...» Восемь ударов колокола. Свечи богомольцев стали совсем маленькими. В переполненном храме царит по прежнему необыкновенная тишина.

...Голгофа. Гора, сделавшаяся величайшей христианской святыней. Простой деревянный крест, который-, изнемогая под его тяжестью, Сам принес сюда Носящий вселенную в Своей Деснице. Терновый венец точно разбойника увенчал Венчающего нас милостию и щедротами...

....Что может сравниться по впечатляемости с образом Распятого за нас Всеблагого Бога? Сколько взоров устремлено в эти минуты на Крест, бывший в древней Римской державе орудием позорной казни и соде-лавшийся изволением Вседержителя «треблаженным древом» и «красотою Церкви»?!

распятие

Поникло Пречистое Тело, прободенное гвоздями и копьем. Под гнетом пережитых истязаний склонилась Светоносная Глава. Угасают очи, излучавшие свет и ласку всем, кто припадал к Нему с верой и надеждой. Умолкли уста, источавшие слова любви и неустанно поучавшие добру. Христос умирает в страшных мучениях — и хотя бы единый крик негодования, хотя бы единый жест отчаяния. Какое потрясающее смирение! Какой великий пример самопожертвования!

Распятие

Свершилось ! (Ин. 19, 30). Никто — ни Божественная Матерь, ни юноша, егоже любляше Иисус — не знает еще, что в этой, мучительнейшей смерти заложена Победа Жизнодавца над смертью, что в ней сокрыто до времени Торжество Вечной Жизни.

Нам близки и понятны страх и смятение тех, что всегда и всюду шли за Ним и были возле Него. Господи, неужели Ты, Всеведущий и Всесильный, не мог отвратить от Себя все сие бывшее?! Плачет и мечется Петр, переживающий ужас троекратного отречения, в унынии рассеялись остальные. Служба двенадцати Евангелий, вынос плащаницы, переживания последней страстной ночи Спасителя, суда над Ним, распятие Его и смерть, плач Богородицы поглощают все ваши силы в ночь под пятницу и в самый этот день. И притом до такой степени, что к вечеру уже не остается почти духовных сил, чтобы заниматься достойно чем бы то ни было. Вся душа ушла в сораспятие Христу. Хочется молчать... Скрыться... Погрузиться на весь день в единое лишь событие: смерть Господа.

  Распятие
Не рыдай мене Мати  

Неизбывное горе точно тяжесть, от которой нет сил освободиться, довлело тогда над Богоматерью и ближайшими к Нему. Отчаяние терзало их, когда они сняли со креста хладное Тело Предвечного и обвивали Его чистою плащаницею. Смятение, полонило их существо, когда они, привалив камень ко двери гроба, расходились в разные стороны от священной пещеры. Нам близки и понятны все многообразные чувства, обуревавшие в те дни скорбящую Богородительницу и тех, что всегда сидели у Его ног и, затаив дыхание, внимали Его чарующей проповеди. Сегодня и мы снова переживаем все это. Лица богомольцев взволно-ваны, и глаза их часто наполняются слезами. Да, мы плачем при воспоминании о страстях Агнца Божия, вземлющего на Себя грехи мира.

Но слезы наши порождены не тоской, и в скорби нашей, как чудесные цветы в невзрачном семени, заложены ростки грядущего ликования.

Мы — православные христиане, приобщенный апостолами к вере во Христа, оказались в некотором отношении счастливее их. Дивное Воскресение Христово, соделав земнородных наследниками Царства Божиего, благостно избавило нас от того беспросветного горя, которое довелось испытать самовидцам Слова до наступления Светозарного Утра.

Снятие со Креста

В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма - савахфани? что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух.

распятие

И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. (Мк. 15, 33-42)

гора Голгофа

Свершилось то, ради чего Бог стал человеком, ради чего Сын Божий стал сыном человеческим: свершилась Крестная смерть Спасителя.
В последние дни Своей земной жизни Господь был оставлен один перед лицом Своих ненавистников, перед лицом страданий и смерти. Он испил до дна ту чашу, которая была уготована Ему, и пережил самое страшное, что может выпасть на долю человека, — одиночество и оставленность.
Он был один в Гефсимании, ибо ученики Его уснули крепким сном. Он был один на суде первосвященников, один на допросе у Ирода, один на суде Пилата, ибо ученики его в страхе разбежались. Он был один, когда шел на Голгофу: случайный прохожий, а не любимый ученик помог Ему нести крест. Он был один на Кресте, один умирал, оставленный всеми.

Плащаница Васнецов 

Зная непреложно, что Господь наш смертию смерть попрал, мы не смеем предаваться безраздельно рыданиям.
Вот почему в этот незабываемый вечер мы покидаем храм в возвышенном состоянии духа. Близится тот лучезарный миг, когда потоки счастья омоют и обновят своими живоносными волнами души верующих, когда вновь зазвенит над миром победная песнь, возвещающая православным, что «воскрес Иисус от гроба, якоже прорече».

Погребение Иисуса

 

Материал для страницы взят из проповедей епископа Илариона (Алфеева), архимандрита Рафаила (Карелина), статьи Георгия Алексакндрова и из книги митропалита Вениамина (Федченкова) "Пасха".